28 ноября 2010
воскресение
  DAILY podcasts — аудиоприложение к газетам и журналам
Поиск
Архив
итоги, коммерсант, радиожурнал, власть, деньги, секрет фирмы, автомир, русский репортер, независимая газета, советский спорт, жизнь, аргументы и факты, новая газета, семь дней, лиза, спорт-экспресс, комсомольская правда, журнал, ведомости, газета, московский комсомолец, известия, труд, финанс, московский комсомолец, российская газета, коммерсант, радиожурнал, власть, деньги, секрет фирмы, автомир, русский репортер, независимая газета, советский спорт, жизнь, аргументы и факты, новая газета, семь дней, лиза, спорт-экспресс, комсомольская правда, журнал, ведомости, газета, известия, обзор сми, труд, финанс, московский комсомолец, российская газета
 РЕЛИГИЯ
Независимая газета: "Поп", его приход и расход
слушать


От редакции
Еще далеко было до выхода в прокат фильма Владимира Хотиненко «Поп», а шум вокруг него устроили изрядный. Первый фильм кинотелекомпании «Православная энциклопедия» успел победить на нескольких православных кинофестивалях и стал темой выступления Патриарха Кирилла. «Поп» не просто попал в новую струю, востребованную церковной властью. Этот фильм был ими заказан и благословлен.

Занятно, как Владимир Хотиненко, запутавший всех с фильмом «Мусульманин» 15 лет назад, продолжил так же по-неофитски путать «Попом». Правда, 15 лет назад еще не по заказу, а потому – с палитрой, на которой кроме черной и белой были и другие краски.

РПЦ – строгая структура, и когда речь заходит об искусстве, все еще строже. Нет ничего странного в том, что РПЦ полагает главной задачей искусства духовное православное патриотическое воспитание. В этом смысле отношение Церкви и искусства – зеркальное отражение отношений искусства и светской власти. Точнее не отражение, а мини-копия. Власть наказала поддерживать отечественного кинопроизводителя, декларирующего патриотизм. Вторя ей, церковная власть и поддерживает. Получается та самая «симфония власти и Церкви», о которой говорил Патриарх Кирилл, – с дирижером (высшее руководство страны), первой скрипкой (светская вертикаль власти) и шумным музыкальным обрамлением – басовитым контрабасом, тарелками и трубами (церковная власть).

Великий пост – время думать. Но фильм Хотиненко оставляет в этом смысле странное впечатление, как будто главное для режиссера было – не дать зрителю задуматься. Вместо духовных исканий, что как раз было бы понятно для духовного кино, зрителю преподнесли готовое решение – считать деятельность Псковской православной миссии подвижнической, а священников-миссионеров – почти ангелами. И ни тени сомнения – а надо ли было? Сотрудничество с немцами на своей земле, возрождение православия под крылом фашиста-оккупанта – благое ли дело было? Дайте хоть немножко подумать, не все ведь просто. Но оценка уже дана. Сказал же Патриарх: «Это важное и правдивое слово о жизни Церкви в годы войны».

Традиция религиозного кино в России нова. В отличие от Запада, который не знал многолетнего отлучения Церкви от людей. Поэтому западная традиция отражения в кино отношений Церкви и паствы многогранна и разнообразна. «Дневник деревенского священника» Роббера Брессона, «Леон Морен, священник» Жан-Пьера Мельвиля, религиозно-философские произведения Ингмара Бергмана несли в себе мучительный конфликт между Богом и бесом в человеческой душе, между служением и сомнением. Эти режиссеры спорили с Богом, порой недоумевали, порой негодовали, полагая божественное начало выдумкой церковников, но они думали сами и заставляли думать зрителя. Оттого в этих непростых картинах куда больше духовного смысла, чем во всех ура-православных отечественных упражнениях последних лет.

Придя в постсоветскую Россию и еще не успев сформироваться, традиция «церковного кино» может стать отличным орудием коммерции и конъюнктуры. Потерявшаяся страна требовала духовного – и тут подоспели «Остров», «Царь», «Поп» и многочисленные православные фестивали. Подобная наглядная агитация необходима, как необходима она везде, где речь идет о стремлении идеологической структуры выбиться в духовные лидеры, как происходит сейчас с РПЦ. Какие-то вопросы, надо согласиться, Церковь не должна предлагать к обсуждению. Но вопросы искусства – явно не из их числа, и если Церковь будет предлагать их принимать как 10 заповедей, то есть как нечто, данное нам свыше, вряд ли это пойдет на пользу. Причем как Церкви, так и искусству.

Источник: http://www.ng.ru/editorial/2010-03-26/2_red.html
Дата: 2010-03-27
WWF Russia.
PodcastAlley.com каналы Яндекс Add to Google